Пять примеров, как ущемляют людей с избыточным весом / bigpicture.ru
Поборовшись с курением, цивилизованные страны взялись за другое зло – ожирение. Особенно актуальна эта проблема для Соединенных Штатов, где семеро из 10 граждан старше 20 лет страдают от избыточного веса, а примерно четверо из этих семи – ожирением.
Между тем уровень дискриминации людей с избыточным весом на работе сравним с уровнем расовой дискриминации, считают ученые из Йельского университета. Для этого явления даже придумали специальный термин – sizeism. «Сайзизм» выражается в ограничениях при приеме на работу полных кандидатов, более низкой зарплате, худших перспективах карьерного роста, наконец, таких работников чаще увольняют. Корень несправедливости – в общественных стереотипах. Если ты толст, значит ты ленив, недисциплинирован, некомпетентен и неаккуратен, – так думает среднестатистический работодатель.
Slon посмотрел, как еще ущемляются права людей с избыточным весом в мире.
Налог на фастфуд
В рамках борьбы с алкоголизмом государство повышает цены на спиртное. С курением – на сигареты. Так почему бы не повысить цены на нездоровую пишу, чтобы побороть ожирение?
Таким путем в 2011 году уже пошли Венгрия (с сентября там действует так называемый «гамбургерный налог») и Дания. С октября в скандинавской стране продукты с содержанием более 2,3% насыщенного жира были обложены дополнительным налогом. По подсчетам местной промышленной ассоциации, гамбургер в итоге подорожал в среднем на $0,15 (4 рубля), а маленькая упаковка сливочного масла – на $0,40 (12 рублей).
Налог на фастфуд и сладости эффективен, выяснили американские исследователи, наблюдавшие за более чем 5000 молодых людей в период с 1985 по 2006 год. По их расчетам, введение 18-процентного налога на пиццу и газировку может сократить количество потребляемых калорий и способствует похудению в среднем на 2 кг в год.
Двойная плата за авиабилет
Американский лоукостер Southwest Airlines требует от «крупногабаритных клиентов» покупать себе два билета на рейс. Air France требует то же самое, в противном случае пассажир может быть недопущен на рейс из соображений безопасности. British Airways бесплатно выдает крупным клиентам удлиненный ремень безопасности, однако, если это не помогает, требует заплатить за соседнее место. Насколько обоснованы данные меры? Толстые клиенты создают дополнительные проблемы для авиаперевозчиков. В США был случай, когда все время 7-часового перелета из Филадельфии на Аляску пассажир был вынужден провести стоя – место рядом с ним занял человек, страдающий от ожирения.
Помимо комфорта, есть и чисто финансовые соображения. Тони Уэббер, бывший главный экономист австралийской авиакомпании Qantas, утверждает, что с 2000 года средний вес каждого пассажира на рейсах перевозчика увеличился на 2 кг. Для крупного лайнера вроде Airbus A380, совершающего перелет из Сиднея в Лондон, это означает дополнительные $472 расходов на горючее, которые при трех рейсах в день превращаются в $1 млн в год, или 13% прибыли авиакомпании с этого маршрута. А еще нужно помнить об ущербе окружающей среде, который наносят дополнительные выбросы парниковых газов. Экономисты предложили и возможный путь, по которому могут пойти авиакомпании, – к примеру, взвешивать пассажиров вместе с багажом перед полетом и взимать дополнительную плату за каждый килограмм «перебора» по сравнению с нормой.
Штраф за несоблюдение диеты
Полные люди обходятся дороже государственным социальным службам, следовательно, и налогоплательщикам. По подсчетам североамериканского «Общества страховых актуариев», в 2009 году люди с избыточным весом или ожирением обошлись бюджетам Канады и США в $127 млрд дополнительных расходов на здравоохранение, а еще $115 млрд теряется в результате потери производительности труда, связанной с этой болезнью.
Власти штата Аризона пошли заставили толстяков платить дополнительный налог. Согласно инициативе штата, все упитанные участники госпрограммы медпомощи малоимущим Medicaid, которые игнорируют советы доктора по рациону питания, должны будут выплачивать региональному бюджету дополнительные $50 ежегодно. Не облагаются штрафом люди, склонные к полноте из-за состояния здоровья, и семьи с детьми. Критики предложения утверждают, что удар по карману и без того не богатых аризонцев вряд ли поможет им похудеть. По статистике, сбросить вес волевым усилием и сохранять его на достигнутом уровне в течение пяти лет способны только 5% американцев.
Корпоративный штраф за объем талии
Японское правительства распорядилось о том, что все японцы в возрасте от 40 до 74 лет обязаны проходить ежегодный медосмотр, во время которого замеряется объем их талии. Нормой для мужчин при этом является 85 см, для женщин – 90 см. Перед корпорациями и муниципалитетами поставлена четкая цель – сократить число «метабо» на 10% к 2012 году и на 25% – к 2015-му. Тем, кто не выполнит «план партии», грозят крупные штрафы. Например, крупнейшему производителю компьютеров NEC придется раскошелиться на $19 млн в случае неудачи.
Японские врачи говорят, что гораздо больший вред здоровью граждан наносит курение – число курильщиков в Стране восходящего солнца неприлично высоко для развитой страны. Однако в Японии есть мощное табачное лобби, которое мешает провести эффективную антитабачную кампанию. Другие критики говорят, что за борьбой с «метабо» кроется стремление государства переложить высокие медицинские расходы на плечи бизнеса.
Штраф за провал фитнес-теста
В Великобритании за проблему ожирения взялся премьер-министр Дэвид Кэмерон. В 2011 году он грозился ввести «жирный налог» (по аналогии с Данией и Венгрией), а в 2012-м власти начали штрафовать за лишний вес полисменов. Результаты внутреннего исследования шокировали полицейское начальство: среди 11 500 офицеров и штатного персонала лондонской полиции 44% оказались с избыточным весом, 19% – тучными, а 1% – страдающим ожирением. Теперь у полицейских, которые провалили тест на физподготовку три раза, будут отнимать 8% зарплаты. Для некоторых офицеров это может обернуться потерей $4700 в год.
Руководство британского МВД одобрило инициативу, однако рядовой состав остался недоволен. Наряду с 20%-ным сокращением полицейского бюджета и повышением пенсионного возраста это выглядит как очередная попытка правительства сэкономить на служителях порядка.
Источник: Slon.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий