Стало известно, как русская мафия сотрудничает с нефтяными компаниями / kosavostra.ru
Тема заинтересовала издание потому, что одно из главных действующих лиц этой истории — крупная американская нефтяная компания Hess Corporation, которой принадлежит 85% компании «Самара-Нафта». (Материал публикуется с сокращениями.)
Новокуйбышевск, Самарская область. Город известен своими нефтеперерабатывающими предприятиями и преступной группировкой под названием «Индейцы». Основной бизнес «Индейцев» называется «врезкой» и заключается в краже нефтяных продуктов из чужих труб. Самое интересное — возможная связь «Индейцев» с корпорацией Hess, седьмой по величине нефтяной компанией США.
Излюбленная цель «Индейцев» — трубы, принадлежащие «Роснефти», которая перерабатывает в Самарской области около 180 млн баррелей нефти в год. По данным российской полиции, каждый год «Индейцы» зарабатывают на краже части этой нефти как минимум $40 млн. А по данным источников Forbes, помогают им в этом субподрядчики «Самары-Нафта», в которой Hess приобрела контрольный пакет в 2005 году.
Все это напоминает сериал «Клан Сопрано» или фильм «Славные парни». Субподрядчики «Самары-Нафта» сообщают «Индейцам», когда путь к трубам чист, а мафия «врезается» в них и начинает выкачивать «черное золото». Каким образом связана с «Индейцами»? Стоит понимать: в России никогда не бывает так, что все до конца очевидно. И эта история, включающая похищения, яростные разборки, странные обвинения в хранении кокаина и покушение на топ-менеджера Hess, не исключение. Но в любом случае сага с участием «Индейцев» и Hess заставляет задуматься о возможности ведения бизнеса в России и о том, чем же занимается там американская корпорация.
Знакомьтесь: Юрий Бочкарев, глава нефтебазы «Коралл». На протяжении последних десяти лет, рассказывает он, «Индейцы» пытаются захватить его бизнес. Их тактика хрестоматийна для России: рейдерство, подкупленные правоохранительные органы, угрозы и т. д.
Знакомьтесь: Алексей Вейман. По данным российской полиции, этот 35-летний адвокат не только замешан в дела «Индейцев», но и имеет шансы стать лидером группировки. Он занимает одну из руководящих должностей в «Самаре-Нафта» и обладает политическими амбициями.
До 2009 года Вейман возглавлял частную компанию, которая выполняла половину строительных контрактов для подразделения Hess в Самарской области. В какой-то момент он продал свой бизнес (по данным полиции, впрочем, он так и остается его конечным бенефициаром) и пошел работать к главе «Самары-Нафта» Семену Кукесу. Кукес — американец русского происхождения, который возглавлял управляющую компанию ЮКОСа после того, как в тюрьме оказался Михаил Ходорковский. Кукес руководит «Самарой-Нафта» с момента сделки с Hess и, по некоторым данным, владеет 10% компании. Hess принадлежит еще 85%. Кто владеет оставшимися 5%, остается загадкой.
«Самара-Нафта» крайне важна для Hess. В последнее время показатели Hess во всем мире падают (в 2011 году прибыль сократилась на 20%, до $1,7 млрд), однако российское подразделение — исключение. Данных за последние два года нет, но в 2009 году «Самара-Нафта» заработала $122 млн, продемонстрировав рост выручки на 48%. Несколько недавно открытых компанией месторождений выглядят крайне привлекательно.
Параллельно с тем, как Hess начинала играть в регионе все большую роль, дела «Коралла» Юрия Бочкарева шли все хуже. По словам местных жителей, «Индейцы» интересуются нефтебазой Бочкарева, потому что она расположена всего в нескольких сотнях метров от трубы «Роснефти» и имеет собственную ветку железной дороги, идущей к городу: идеальное место для кражи государственной нефти.
Начиная с 2005 года «Коралл» несколько раз пытались захватить вооруженные люди в масках. Одного из менеджеров «Коралла», заявившего, что среди рейдеров был Алексей Вейман, избили бейсбольной битой и несколько раз выстрелили в него резиновыми пулями. Алексей Вейман отказался подтвердить Forbes свое участие в каких-либо рейдерских атаках.
«Я плачу налоги. Мне нечего прятать, — рассказывает Бочкарев. — Я родился в семье рабочих. Я не занимаюсь никакими грязными делами, поэтому я неуязвим для полиции и налоговой инспекции». По словам помощницы Бочкарева Инны Нариковой, в «Коралле» столько обысков и инспекций, что она уже сбилась со счета: «При этом невозможно понять, кто здесь чиновник, а кто гангстер». Наталья Рыбалко, бухгалтер «Коралла», припоминает случай, когда люди в масках заперли 30 сотрудников компании в небольшой комнате на весь день, угрожая им тюрьмой.
Сам Бочкарев был арестован в 2010 году и провел несколько месяцев в заключении за нелегальное хранение оружие и 45 г кокаина. «Криминальную группировку, которая пытается отобрать у Юрия бизнес, поддерживают местные власти и силовики. Впрочем, как и везде в России», — рассказывает адвокат Бочкарева Павел Афанасьев. Кстати, его машину однажды облили бензином и подожгли.
Был в «Коралле» и внутренний конфликт. Бочкарев утверждает, что его партнер Юрий Милов затевал темные дела с «Индейцами» и пытается захватить контроль над компанией. А помогал Милову в этом, говорит Бочкарев, не кто иной, как Вейман. Оба они отрицают эти обвинения. По словам Милова, это Бочкарев пытался отобрать его долю, а не наоборот. Милов также говорит, что в 2005 году на него было покушение и он лишь чудом остался жив. Он полагает, что «заказал» его Бочкарев. «У Бочкарева нашли наркотики. Сами думайте, кто здесь мафия», — говорит Милов.
«Я уверен, что дело против Бочкарева было сфабриковано», — рассказывает бывший главный редактор самарской «Новой Газеты» Сергей Курт-Аджиев.
По данным полиции, возглавляет «Индейцев» человек по кличке «Винни». Другие высшие чины группировки — «Галеев», «Суслик» и «Говнюк». Какая кличка у Веймана? «Очкарик». Согласно полицейскому рапорту, «Говнюк» ездит на «ягуаре», является юристом и считает «Очкарика» своим близким другом. Один из источников в областной полиции назвал Веймана «финансовым директором» «Индейцев». «У «Индейцев» хорошие связи в правоохранительных органах и правительстве», — говорит он.
По словам Веймана, кто-то пытается добиться его увольнения из Hess. «Служба безопасности компании трижды проверяла меня по подозрению в связях с мафией и ничего не обнаружила», — рассказывает Вейман, добавляя, что даже ни разу не слышал ни про каких «Индейцев».
Каждая западная компания знает, что инвестиции в Россию — рискованное дело. Ты можешь заработать состояние, а можешь оказаться в водовороте коррупции. Или и то и другое. У некоторых компаний, например у Ford и IBM, кажется, нет никаких проблем. У других есть — достаточно вспомнить IKEA, Starbucks, Dumler, BP. Как дела обстоят у Hess? «Наша компания внимательно следит за тем, что происходит в ее подразделениях. Последняя проверка в России не выявила никаких проблем», — заявил Forbes пресс-аташе Hess.
Вейман, в свою очередь, обещает подать в суд на всех, кто обвиняет его в связях с криминальном миром. А Бочкарева он называет «психически больным».
Насилие тем временем продолжается. В ноябре четыре человека были арестованы по подозрению в покушении на топ-менеджера Hess. Ему выстрелили в голову, однако он чудом выжил.
Что касается Бочкарева, в мае суд окончательно освободил его от всех обвинений. Вскоре после этого один из депутатов региональной Думы направил письмо новому прокурору области с просьбой разобраться в деле Бочкарева. Поэтому есть надежда, что в истории с «Кораллом» станет меньше белых пятен. «Я до сих пор не понимаю, как Юрию удалось выжить», — говорит адвокат Афанасьев. Бочкарев же не собирается прятаться: «Они могут убить меня, но им не удастся меня сломать».
Источник: Forbes.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий