пятница, 27 апреля 2012 г.

ТОП-10 фильмов, созданных на деньги олигархов


Фильмы, которые снимают олигархи не приносят им никакой прибыли. Меценатами киностудий выступают такие люди, как Рабинович, Вексельберг и Анатолий Чубайс.
На фильм потратили полтора миллиона, а заработал он всего 213 тысяч
На фильм потратили полтора миллиона, а заработал он всего 213 тысяч кадр из фильма Вдох-выдох
Во многих случаях частные спонсоры фильмов из мира бизнеса предпочитают скрываться за кадром или финансировать создание фильмов не напрямую, а через различные фонды, названные своим именем. Однако в отдельных случаях они все-таки выходят из тени, продемонстрировав свою любовь к искусству.
Большинство картин, профинансированных за счет частных средств миллионеров, не окупаются. А некоторые проваливаются настолько громко, что произошедшее со Шпионом или Утомленными солнцем-2 кажется лишь легкой неприятностью. Впрочем, может, олигархи и не думают о коммерческом успехе. Им достаточно чувствовать себя меценатами или рассказывать через картину о том, что они сами ценят или ценили, любят или потеряли.
Generation П
Комедия, 2011 год, реж. Виктор Гинзбург
Спонсоры: Данил Хачатуров, президент и совладелец Росгосстраха; Максим Протасов, совладелец Руссоли и др.
Бюджет: $7 млн.
Сборы в российском кинопрокате : $4,4 млн
Фильм по культовой книге Пелевина, вышедший в прошлом году, снимался с 2006 года. Съемки прерывались несколько раз – режиссер Виктор Гинзбург, создавая на сегодняшний момент самую известную свою картину, занимался поиском финансирования самостоятельно, в том числе, привлекая средства известных предпринимателей и олигархов. Картина, повествующая о зарождении рекламного рынка в суровые 1990-е, никак не могла обойтись без денег людей, в эти годы их сколотившие.
В частности, в 2009 году на съемках картины в Мосфильме в качестве одного из спонсоров был замечен «соляной король» Максим Протасов, глава компаний Помидорпром и Руссоль. А в качестве же генерального продюсера фильма выступил глава Росгосстраха Данил Хачатуров, который питал особую любовь к кино и даже мечтал в юности стать кинорежиссером. Эта светлая мечта не сбылась – Хачатуров стал всего лишь миллиардером, но, тем не менее, это тоже позволило ему вложить свой вклад в историю российского кинематографа. Generation П, хоть и не отбил в кинопрокате вложенных в него $7 млн, получил определенное признание – был приглашен на несколько международных фестивалей и даже взял пару специальных призов. Ну, а то, что личный проект Хачатурова не имел коммерческого успеха, компенсировалось доходами с фильмов, которые, скорей всего, по его инициативе финансировал Росгосстрах. Среди них, например, Яйца судьбы (сборы $22 млн при бюджете $2 млн.) и Выкрутасы (сборы $12,4 млн.).
Жила-была одна баба
Драма, 2011 год, реж. Андрей Смирнов
Спонсоры: Виктор Вексельберг, Альфред Кох, Роман Абрамович, Анатолий Чубайс, Владислав Сурков и др.
Бюджет: неизвестен
Сборы  в российском кинопрокате: $507 099
«Жила-была одна баба» – это эпическая картина известного режиссера Андрея Смирнова (подарившего нам «Белорусский вокзал»), повествующая о жизни русской деревни в 1909–1921. В ее центре – история крестьянки Варвары и ее мужчин на фоне кровавых событий тех лет. Для создания фильма и создания достоверности в описании событий Гражданской войны и крестьянского восстания понадобилось 30 лет подготовки и 3 года съемок. Эту натуралистичную и антикоммунистическую картину со сценами расстрелов, изнасилований и, наконец, отрубания головы курицы (в общем, всего того, что позволяет понять, как тяжела жизнь) профинансировала целая плеяда миллиардеров, включая зятя режиссера – мужа Авдотьи Смирновой Анатолия Чубайса. Их вложения не раскрываются, но сама картина принесла всего около $500 000.
Сам режиссер прокомментировал это так: «В титрах у нас указаны четыре главных инвестора, кроме государственных, – это Роман Абрамович, Виктор Вексельберг, Альфред Кох и Владислав Сурков. Первым был Сурков, который прочел сценарий и помог найти благотворительный фонд, выделивший нам деньги. А потом появился Кох, который стал мотором картины и принимал в ней самое живое участие. Это он убедил двух своих товарищей, Абрамовича и Вексельберга, помочь картине. С гордостью могу сказать, что все спонсоры картины видели фильм, и ни один не сказал: «Куда ты дел мои деньги?»
Справедливость в этих словах есть – картина, хоть и не имела успеха у зрителя, получила преимущественно высокие оценки критиков, несколько премий Ника и специальный приз фестиваля Окно в Европу.
Европа-Азия
Комедия, 2008 год, реж. Иван Дыховичный
Спонсор: Александр Мамут, совладелец Евросети, Полиметалла, Номос-банка, сети Spar и т.д.
Бюджет: по неофициальным данным, $2–3 млн.
Сборы в российском кинопрокате: $36 518
Любовь к творчеству братьев Пресняковых и давняя дружба поспособствовали созданию творческого тандема Ивана Дыховичного с №42 в рейтинге миллиардеров Forbes и совладельцем «Евросети» Александром Мамутом. Правда, сотрудничество это, хоть и было многообещающим, лишний раз доказало, что миллиардеры тоже могут ошибаться.
Европа-Азия – это стела, отделяющая европейскую и азиатскую часть России, у которой тусуются аферисты. Изображая свадьбу, они «раскручивают» прохожих на подарки молодоженам, естественно, всем наливая. В общем, по задумке создателей, должна была получиться искрометная комедия положений с участием разношерстной публики от милиционеров до китайцев. Казалось бы, у картины было все, что должно было обречь ее на успех: Ксения Собчак, сбитая автомобилем на первых же минутах фильма, музыка Сергея Шнурова, Татьяна Лазарева в роли «матери невесты» и, наконец, Иван Ургант в эпизодической роли. Однако, несмотря на все это, картина коммерческого успеха не имела, собрав в кинопрокате мизерную сумму в $36 518. Конечно, вероятные доходы, как и у любого фильма, этим не ограничиваются – есть еще мировой прокат, продажа телеканалам и распространение копий, однако, как правило, эти каналы обеспечивают лишь небольшую прибавку к прибыли. Причем в данном случае создатели не имели такого утешительного оправдания, как то, что это «кино не для всех».
Вдох-выдох
Драма, 2006 год, реж. Иван Дыховичный
Спонсор: Данил Хачатуров, президент и совладелец Росгосстраха
Бюджет: $1,5 млн.
Сборы в российском кинопрокате: $213 000
Олигархи тоже верят в любовь – иначе, зачем еще им финансировать фильмы, ей посвященные? Уже упоминавшийся Данил Хачатуров решил как-то отдохнуть от страхования и вложить очередной заработанный миллион в исследование этой вечной темы, доверившись при этом профессионалу. По словам режиссера Дыховичного, снимавшего также фильм на деньги Александра Мамута, Данил Хачатуров не слишком вмешивался в творческий процесс: «Даня... Данил – он с потрясающим чувством вкуса, очень деликатный человек. Как, знаете, думаешь, что гаишники ужасные и много лет в этом убеждаешься, а потом тебя останавливает такой милиционер, а ты веселый. Говоришь ему: «Рождество, мол, праздник, сам понимаешь...» И он вдруг оказывается хороший и тебя отпускает. Просто подарок». Данил приехал ко мне и сказал, что любит мое кино и хочет дать $1 млн. Сказал: можешь использовать на любой свой проект. Прибыль его не интересовала. Это уникальная ситуация, он поступил как благородный рыцарь».
Главные герои «Вдоха-выдоха» – пара, прожившая вместе семь лет, переосмысляющая свои отношения. Получилась смесь из красивых пейзажей и музыки, эротических сцен и психоанализа. Если вас не сильно заденет история главных героев, у фильма есть, как минимум, несколько плюсов перед другими участниками нашего списка – обнаженная грудь и бритая голова актрисы Екатерины Волковой. 
Не думай про белых обезьян
Драма, 2008 год, реж. Юрий Мамин
Спонсор: Александр Гирда, один из основателей сети «Пятерочка» и совладелец X5 Retail Group
Бюджет: $4 млн.
Сборы в российском кинопрокате: $22 000 
Александр Гирда, таинственный совладелец X5 Retail group и в прошлом главный партнер самого богатого человека Петербурга Андрея Рогачева, несколько лет не радовал деловую общественность новыми проектами. Появление спродюссированного им фильма Юрия Мамина «Не думай про белых обезьян» заставило предположить, что все это время он занимался переосмыслением смысла жизни.
Как говорится на сайте кинокартины, «Не думай про белых обезьян» – фильм о любви, о поиске смысла жизни и пути мужчины, о предательстве и «белых обезьянах», олицетворяющих человеческую совесть». Молодой и пробивной бармен Вова Смородин обнаруживает в мансарде трех представителей художественной богемы, сбежавших из психушки: суицидную натурщицу Дашу, художника-алкоголика Гену и немого буддиста по прозвищу Ху-Пунь. Постепенно он попадает под их влияние и «начинает понимать, что красота не измеряется модой, а любовь не исчерпывается сексом, что материальное богатство не заменяет духовного обогащения».
Фильм оказался провальным, не отбив даже хоть сколько-нибудь значительной части своего бюджета. Авторы, не теряющие надежды дораскрутить фильм на международном рынке, объясняют это следующим образом: «Фильм не был показан по каналам российского телевидения по причине своей «неформатности». «Это кино слишком сложно для нашей аудитории», – говорят они. Возможно, главной причиной коммерческого провала является обличительный пафос ленты. Люди, которые все меряют деньгами, названы в фильме халдеями. А «успешный» российский герой оказывается предметом насмешки из-за своего невежества и примитивности. Сатира, которая даже частично задевает телевизионных инвесторов и рекламодателей, имела мало шансов получить их поддержку.
Папа
Драма, 2004 год, реж. Владимир Машков
Спонсоры: Михаил Абызов, владелец «Группы Е4» и советник президента России; Искандер Махмудов, президент «Уральской горно-металлургической компании».
Бюджет: $3,5 млн.
Сборы в российском кинопрокате: $700 000
В основе фильма Владимира Машкова «Папа», вышедшего в 2004 году, – пронзительная история, от которой хочется плакать еще на стадии прочтения аннотации. Абрам Шварц растит из своего талантливого и красивого сына музыканта, сделав это целью своей жизни. Однако когда тот становится лучшим учеником консерватории, он начинает стыдиться своего отца, приехавшего в Москву. Начинается Великая Отечественная война, и вот уже сын с искалеченными руками просит у отца прощения. Роль сына исполняет «Эраст Фандорин» Егор Бероев, а роль Абрама – сам Владимир Машков, успешно доказавший, что «Вор» – это для него не предел, и мастерство хорошего актера с годами только совершенствуется.
Деньги на этот грустный фильм о преданной родительской любви пришли из меди и водосточных труб. В финансировании «Папы» участвовал нынешний советник президента России предприниматель Михаил Абызов, который на тот момент был председателем совета директоров «Российских коммунальных систем». Возможно, рассказанная история задела какие-то личные струны его души – отец Михаила Абызова, по его словам, был простым электриком и умер, когда сыну было 10 лет, что стало для того тяжелым ударом. Вторым спонсором выступил Искандар Махмудов, основатель и президент «Уральской горно-металлургической компании». Про его отца известно только то, что тот был строителем.
Край
Драма, 2010 год, реж. Алексей Учитель
Спонсор: Владимир Якунин, глава РЖД
Бюджет: $11млн.
Сборы в российском кинопрокате: $5,1 млн.
Официально спонсорами фильма Край выступили Первый канал и РЖД, однако именно его главе Владимиру Якунину режиссер фильма Алексей Учитель и актер Владимир Машков передали в благодарность за финансирование фильма свои награды – «Нику» за лучший фильм и «Золотого орла» за лучшую мужскую роль. Не вдохновить Якунина история, рассказанная в «Крае», не могла, ведь фильм посвящен паровозам, у которых, как следует из фильма, тоже есть душа. По сюжету, после Великой Отечественной войны в далекий поселок с названием Край возвращается бывший танкист Игнат, чья страсть – паровозы. Он узнает, что на уединенном острове с довоенных времен брошен немецкий паровоз, и принимается его восстанавливать. Оказывается, что у паровоза даже есть имя – Густав, и есть хозяйка – Эльза, дочь немецкого инженера, арестованного в начале войны. Однако увлечение Игната и паровозами, и девушкой не находит понимания у местных сельчан. По словам Владимира Якунина: «Безусловно, это фильм о людях, это фильм о непростых судьбах, о непростой жизни. У людей, которые еще способны чувствовать, он не может не вызывать соответствующие эмоции. Вот оказалось, что я пока еще отношусь как раз к такому контингенту». Фильм имел определенный успех в российском кинопрокате, собрав больше $5 млн (самая большая сумма, если сравнивать с остальными участниками нашего перечня), однако и бюджет у фильмы оказался немаленьким – $11 млн. В итоге – не окупился.
Личный номер
Боевик, 2004 год, реж. Евгений Лаврентьев
Спонсор (один из): Михаил Слипенчук, президент Метрополь
Бюджет: $7 млн.
Сборы в российском кинопрокате: $4,5 млн.
Михаил Слипенчук, президент ИФК «Метрополь», не стал углубляться в дебри психоанализа, отношений полов, родительской любви и прочих сложностей, выступив спонсором патриотического боевика Личный номер. Главные герои – российский майор Смолин, журналистка Кэтрин Стоун и чеченец Умар спасают… Рим от уничтожения террористами из организации Ансар Аллах. В общем, типичный голливудский сюжет 1990-х годов, только в главной роли русский богатырь, ну и несколько американских актеров для статусности.
Остальное – по законам жанра: переворачивается все от машин до самолетов, но добро побеждает. Фильм не окупил потраченных на него $7 млн, хотя на сайте компании «Метрополь» он и назван «одним из самых успешных и кассовых российских проектов последних лет». Но любовь Слипенчука к кино сохранилась, хотя он частично переключился на документальные проекты, особенно посвященные озеру Байкал, за сохранение которого борется (Слипенчук родом из Алтайского края). Кроме того, в прошлом году предприниматель встретился с Люком Бессоном и предложил ему снять приключенческий фильм. Сам Слипенчук изобразил свою идею следующим образом: «Я предложил ему снять фильм, в котором был бы и Робинзон Крузо, и остров сокровищ, и новый вариант «Индианы Джонс», и современные технологии, и восточные единоборства, и чтобы человек открывал в себе какие-нибудь новые, доселе неизведанные возможности в критических ситуациях. И, желательно, чтобы была Россия, потому что Россия – очень красивая страна». Затаив дыхание, ждем премьеры.
Ванечка
Мелодрама, 2007 год, реж. Елена Николаева
Спонсор (один из): Надежда Копытина, президент группы Ледово
Бюджет: $2 млн.
Сборы в российском кинопрокате: $25 650
Женская история, женщина-режиссер и женщина-спонсор – все три составляющие для заведомо трогательного фильма. «Ванечка» – это история 17-летней длинноногой девушки, оставшейся в одиночестве в Москве, но нет, не избравшей морально губительный путь, а нашедшей отдушину в ребенке-сироте. Она отважно дает пощечину богатому бизнесмену в исполнении Андрея Панина, а потом с ним же целуется (самое время вспомнить о пропаганде секса среди несовершеннолетних), бегает по Москве с идеальным макияжем, прижав ребенка к груди и т.д. Эта история писателя Эдуарда Тополя так растрогала бизнесвумен Надежду Копытину, что та выделила на создание фильма $1 млн кровно заработанных. Правда, потом она пыталась через суд вернуть деньги – создатель фильма «Фонд Михаила Калатозова» перестал отчитываться перед ней о потраченных средствах, а также нарушил сроки выхода картины. Однако сторонам все же удалось договориться – фильм вышел, а Надежда Копытина числится в числе его официальных продюсеров. Правда, сочувствующих бедной Наде (имя главной героини совпадает с именем спонсора) оказалось немного, и фильм в прокате провалился, собрав всего около $25 000.
Время земляники
Драма, 2008 год, реж. Виталий Галилюк
Спонсор: Александр Гирда, один из основателей сети «Пятерочка» и совладелец X5 Retail Group
Бюджет: неизвестен
Сборы в российском кинопрокате: неизвестны
Еще один кинопроект Александр Гирды. Как и в случае с «Белыми обезьянами», бывший ритейлер снова заинтересовался темой смысла жизни в мире халдеев и атмосфере «Скотского двора» Оруэлла. Главный герой фильма «Время земляники» Стас – прожигатель жизни: тусовки, гонки, пробуждение в компании двух девушек с фингалами под глазами и намеренье жить сто лет. И вот он теряет все, включая работу и любовницу, попадает на войну и, наконец, валяется в траве, срывая землянику, обретая умиротворение. Фильм отличается динамичной манерой съемок и неплохим актерским составом: Владимир Колганов, Алексей Петренко, Александр Лыков и т.д. Однако широкой известности он не получил, как и успеха.
Источник: Slon.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий