Новые правила жизни налогоплательщиков-упрощенцев /debet-credits.ru
Тогда предпринимателям удалось добиться того, чтобы власть исключила наиболее одиозные нормы из Налогового кодекса. Благодаря этому единый налог был сохранен хоть в каком-то виде. С тех пор от власти звучало много обещаний учесть замечания бизнеса в новой редакции закона об упрощенной системе. Обещал президент Виктор Янукович, премьер Николай Азаров, вице-премьер Сергей Тигипко… Компромиссный вариант пылился в парламенте все лето. За это время десятки тысяч предпринимателей потеряли работу или ушли в тень. Согласно статистике ГНАУ, количество упрощенцев в этом году сократилось на 127 тыс. по сравнению с прошлым (по данным на 1 июля 2011-го). Видимо, опасаясь очередных массовых протестов, парламент все же включил в повестку дня рассмотрение данного законопроекта. Новый закон об упрощенной системе не идеален, однако новые правила все же прогрессивнее прежних. Несмотря на то что в некоторых случаях ставка налога выросла, упрощенцам позволили работать с юрлицами и увеличили порог оборота до 5 млн грн.
Платить придется больше
Одно из основных новшеств закона — разделение предпринимателей на четыре группы в зависимости от доходов и количества наемных сотрудников. От принадлежности к той или иной группе будет зависеть, в частности, ставка налога.
Так, к I группе отнесены физлица-предприниматели, которые торгуют на рынках или предоставляют бытовые услуги населению (см. «Плательщики единого налога»). Законом определено 39 видов таких услуг. При этом предприниматели I группы не могут иметь наемных работников, а объем их годового дохода не может превышать 150 тыс. грн. Для этой категории упрощенцев, как самых маленьких, установлена ставка налога в размере 1–10% минимальной зарплаты (МЗ, 10–100 грн). К II группе отнесены физлица, которые предоставляют услуги, в том числе бытовые, уже не только населению, но и другим упрощенцам, занимаются производством или продажей товаров, а также ресторанным бизнесом. Они могут нанять до 10 человек персонала, а их годовой доход не может превышать 1 млн грн. Ставка налога для таких предпринимателей — 2–20% МЗ (20–200 грн).
Также отменяется норма, согласно которой физлица-упрощенцы должны платить 50% ставки единого налога (ЕН) за каждого нанятого сотрудника. Предприниматели смогут раз в году уйти в отпуск и, соответственно, не платить налог за этот месяц. Также налог не уплачивается в случае предоставления копии больничного на срок свыше 30 дней. Правда, это касается лишь тех, у кого нет наемных работников.
Предприниматели I и II групп имеют право уплатить налог авансом за весь налоговый период (для первой группы — год, для второй — квартал). Но, как показывает практика, эта норма в итоге может стать добровольно-принудительной. «Кроме того, отпадает необходимость в ежегодной перерегистрации упрощенцев, так как Свидетельство об уплате единого налога будет выдаваться бессрочно», — отмечает руководитель управления налогового законодательства АО «АФ «АКТИО» Валерий Белкин.
Стоит отметить, что для II группы вдвое повышен потолок возможных доходов (ныне для физлиц-упрощенцев — 500 тыс. грн). Однако дьявол, как известно, прячется в деталях. Ограничения доходов для всех категорий определены в конкретных цифрах, а ставки налогов — в минимальных зарплатах. А это значит, что минимальная зарплата будет расти и, следовательно, увеличатся ставки налогов, а максимальный доход не будет даже индексироваться в соответствии с уровнем инфляции!
Еще одна неприятность: некоторым предпринимателям придется отдавать государству больше, чем сегодня. Так, сейчас физлица платят ЕН в размере 86 грн и единый социальный взнос (ЕСВ) — 333,12 грн. А с нового года налог составит 100–200 грн плюс ЕСВ, который, возможно, тоже повысится. Кстати, предприниматели просили уменьшить ЕСВ хотя бы для первой категории упрощенцев. Но данная инициатива не нашла поддержки правительства.
Работать с юрлицами можно, но не всем
I и IV группы единщиков могут стать плательщиками НДС. III группа — физлица с десятью (и меньше) наемными сотрудниками. Доход таких предпринимателей не должен превышать 3 млн грн. IV группа — юрлица, трудоустроившие не более 50 человек. Доход этих фирм не выше 5 млн грн. Они облагаются налогом в 5% дохода в случае неуплаты НДС или 3% дохода, плюс НДС. С одной стороны, законодатель увеличил для таких бизнесменов максимальный оборот (сегодня для юрлиц эта цифра составляет 1 млн грн), но с другой — значительно ограничил возможность маневра при определении статуса — плательщик/неплательщик НДС.
Слава Богу, отменяется скандальный п. 139.1.12 НК, согласно которому СПД на общей системе налогообложения запрещается относить на затраты суммы, уплаченные упрощенцам за приобретение товаров и услуг. «Данная норма нарушала один из принципов налогового законодательства, а именно равенство всех плательщиков», — говорит Валерий Белкин. Но, во-первых, компаниям, работающим с упрощенцами, придется вместе с налоговой декларацией подавать в ГНС еще и перечень доходов и расходов «в разрезе контрагентов» — плательщиков единого налога. При желании налоговики могут использовать эту норму для дискриминации малого бизнеса. Во-вторых, поработать с юрлицами без регистрации плательщиком НДС смогут далеко не все. Ведь согласно п. 181.1. НК, при достижении оборота по таким операциям в 300 тыс. грн упрощенцы, в том числе физлица, обязаны регистрироваться плательщиками НДС. И даже если физлицо отнесено к II группе (годовой доход — до 1 млн грн) и работает лишь с юрлицами, ему придется либо ограничить доход до 300 тыс. грн в год, либо же переходить в III группу и, следовательно, платить ЕН в процентах от дохода и НДС.
Сегодня упрощенцам крайне сложно получить свидетельство плательщиков НДС, даже невзирая на п. 181.1. НК. Будет ли снята эта проблема — зависит, видимо, не столько от норм НК, сколько от мировоззрения районных инспекторов.
Не обошлось и без казусов. Валерий Белкин подчеркивает, что упрощенцы, поставляющие товары или оказывающие услуги плательщикам НДС в течение года на сумму более 300 тыс. грн, обязаны зарегистрироваться плательщиками НДС. «А если вид деятельности — поставка периодических изданий — освобождается от уплаты НДС (ст. 197 п. 197.1.25 НК), тогда зачем регистрация плательщиком НДС?» — удивляется специалист. На этот вопрос тоже пока нет ответа.
Заместитель главы предпринимательского комитета ВР Ксения Ляпина считает, что подобные ограничения создадут проблемы предпринимателям, которые работают как с населением, так и с юрлицами. По мнению депутата, собственникам такого бизнеса придется регистрировать два свидетельства упрощенца: одно по второй группе, чтобы работать с населением, а другое — по третьей, чтобы работать с компаниями.
Налог на «лишнее»
Законодатели в очередной раз сузили сферу применения единого налога. Упрощенной системой не смогут воспользоваться представители игорного бизнеса, владельцы пунктов обмена валют, торговцы алкоголем, сигаретами и другими подакцизными товарами, а также ювелиры и антиквары. А некоторые виды деятельности под запретом для физлиц-упрощенцев, но разрешены для юрлиц. В частности, это сдача в аренду земли более 0,2 га, помещений свыше 100 кв. м (нежилых — более 300 кв. м), аудит и пр. Кроме того, упрощенной системой не смогут воспользоваться финучреждения и регистраторы ценных бумаг. Субъекты предпринимательской деятельности, в структуре собственности которых доля средних и крупных предприятий составляет более 25%, не могут быть единщиками. Также налоговики не будут регистрировать в качестве упрощенцев нерезидентов и субъектов, имеющих налоговый долг.
Устанавливается ответственность за несвоевременную уплату физлицом-упрощенцем авансового взноса. За это с предпринимателя будет взиматься штраф в размере 50% ставки налога. Определен порядок налогообложения доходов, которые превысили установленные максимальные доходы для каждой группы. Так, для первой-третьей групп такая ставка составляет 15%, для четвертой — двойная ставка. «В сложных рыночных условиях ответственность за превышение лимитов деятельности частных предпринимателей, по моему мнению, несправедлива. Ведь зачастую невозможно предсказать, какие цены будут на тот или иной товар в течение года», — говорит старший юрист ЮФ ENGARDE Иван Мищенко.
Что дальше
Как будут применяться нормы этого закона на практике, не знает никто. За последние 15 лет ГНАУ не раз доказывала, что любой закон может быть изменен до неузнаваемости с помощью подзаконных актов. К сожалению, сегодняшние реформаторы воспринимают упрощенную систему налогообложения как «внутренний офшор». Реформы, проведенные за последнее время, привели лишь к тому, что в рейтинге Международной финансовой корпорации и Всемирного банка Doing Business–2012 Украина скатилась с 149-го на 152-е место, обогнав Боливию (153-я позиция) и Сенегал (154-я), но уступив Либерии (151-я) и Буркина-Фасо (150-я). В этой ситуации упрощенная система — единственный способ вести бизнес для миллионов граждан.
Комментариев нет:
Отправить комментарий