На каждом этапе жизни стартапа подход к трате денег должен быть разным
Итак, у вас есть идея стартапа и сооснователь, который хочет изменить мир вместе с вами. Вы даже договорились о долях и о том, как мотивировать будущих сотрудников. Начинается самая интересная часть: правильно распорядиться деньгами. Если у вас нет минимального работающего продукта, то «ангельские» и венчурные деньги вам не светят. Допустим, вам очень повезло, и вы вместе с сооснователем(ями) договорились работать бесплатно полгода–год без существенных вложений средств, за исключением денег на хостинг и пиво. Но развития без денег не бывает: наступит день, когда ваши $50–100 в месяц, уходящие на мелкие издержки, превратятся в $1000–2000. А после найма людей на работу – в еще большую сумму.
На каждом этапе жизни стартапа подход к трате денег должен быть разным. Начнем с того, что на этапе прототипа деньги нужно вкладывать в продукт, а не в маркетинг. Существует два подхода к трате денег на стартап в этой стадии.
1) Создавать полностью бесплатно, вкладывая максимум усилий и минимум средств;
2) Создавать как можно быстрее, вкладывая деньги в пределах выбранного бюджета ($1000–3000) и максимум усилий. Можно пытаться привлечь сторонних исполнителей под номинальную зарплату ($10 в час + 1–3–5% [в зависимости от вашей жадности] от акций/опционов, если продукт будет развиваться, и вы получите первый/посевный раунд инвестиций) – эти условия нужно будет детально обговорить.
Если есть деньги, я рекомендую второй подход: большинство идей не «взлетает», а небольшое вложение денег позволяет испробовать идею на практике как можно быстрее. Если идея «взлетела» (т.е. ваши друзья и знакомые оценили прототип и пользовались им больше одного раза) – у вас есть два варианта:
– Пытаться улучшить прототип с минимальными издержками и максимумом вложенного времени (в этом варианте вам, скорее всего, будет не хватать маркетингового опыта, поэтому существует риск отрыва от реальности);
– Построить первый финансовый план (про это хорошо написано в книге Robert Hacker – Billion Dollar Startup), определив базовые предположения:
1) Доходы: какой планируется монетизация, какие факторы роста существуют, как каждый из компонентов финансовой модели конвертируется в деньги.
2) Траты: хостинг, офис, зарплаты, минимум маркетинга.
– Пытаться улучшить прототип с минимальными издержками и максимумом вложенного времени (в этом варианте вам, скорее всего, будет не хватать маркетингового опыта, поэтому существует риск отрыва от реальности);
– Построить первый финансовый план (про это хорошо написано в книге Robert Hacker – Billion Dollar Startup), определив базовые предположения:
1) Доходы: какой планируется монетизация, какие факторы роста существуют, как каждый из компонентов финансовой модели конвертируется в деньги.
2) Траты: хостинг, офис, зарплаты, минимум маркетинга.
Вы обязательно ошибетесь в своих предположениях в первый, второй и десятый раз. И это нормально. Сам процесс создания плана, тем не менее, – бесценен, т.к. позволяет вам перестать думать в терминах функциональности продукта, а сконцентрироваться на том, как он будет зарабатывать деньги и как можно повлиять на факторы роста.
Считается, что человек, который несколько раз проделал это упражнение, в течение короткого периода ошибется в следующем:
– Срок создания коммерческой версии продукта: будет дольше в 2 раза
– Финансовые затраты: будет дороже в 2 раза
– Полученные доходы: будут меньше в 3 раза.
Ни одна финансовая модель не выдерживает подобного давления. Единственное решение – убедить себя и потенциального инвестора в том, что компания не будет разбрасываться деньгами.
Есть несколько правил, которые существенно облегчат вашу жизнь на стадии реализации финансового плана:
1. Купите учебник по финансовому менеджменту для управленцев и прочитайте его. Невозможно заниматься бизнесом и не понимать ключевые концепции финансов.
2. Экономьте не только в бизнесе, но и в повседневной жизни.
3. Если вы знаете за собой «грешки» спонтанных трат – договоритесь с партнерами, что все одноразовые траты свыше $100 и все подписки на сервисы, независимо от цены, обсуждаются сообща.
4. Вам придётся много встречаться с потенциальными партнёрами и клиентами. Если вы планируете платить за их кофе/еду – платите из собственного кармана, а не кармана компании. Это сильно дисциплинирует.
5. Не тратьте деньги «впрок»: если вам нужно 3 лицензии на продукт, не покупайте 10, даже если они дешевле.
6. Если у вас онлайн-продукт, не инвестируйте деньги в мобильную версию в первые полгода–год. Вы не знаете, во что ввязываетесь.
7. В конце каждого рабочего дня вы должны знать, сколько у вас денег на счёте или кубышке компании.
8. Старайтесь оценивать, сколько будет стоить реализация и выход на рынок каждой новой функции. Классифицируйте новую функциональность (на Х% больше пользователей, клиент пользуется сервисом на Y% дольше или покупает больше единиц продукции, ваши издержки уменьшатся на Z% и т.п.). Приоритизируйте функциональность не по тому, насколько ВАМ хочется её иметь, а по тому, насколько она улучшает показатели продукта и предположения финансовой модели. Это создаст вам существенное конкурентное преимущество.
9. Старайтесь ограничивать финансовую стоимость создания/выхода на рынок новых функций. Например, «не дороже $5000 за любую новую функцию». Это сильно упрощает процесс разработки и финансирования продукта.
10. Если вы получили финансирование от себя/сооснователей/друзей/семьи, обязательно оформите деньги как заем компании (не лично себе) и обязательно возьмите эти деньги сразу и целиком. Нет ничего хуже, чем рассчитывать на деньги, а потом услышать, что денег больше нет, и вообще – затея была глупой.
11. Не спешите тратить деньги, которые вам должен заплатить клиент, но ещё не заплатил. Сроки срываются, клиенты стараются торговаться, платежи задерживаются или отправляется по неправильным реквизитам.
12. Старайтесь принимать деньги самостоятельно, а потом платить партнёрам, а не наоборот. Это работает, например, в партнёрских программах.
13. Торгуйтесь с поставщиками услуг, напирая на то, что вы – стартап. Многие компании могут дать вам скидку или бесплатное использование продукта на полгода–год. Не стесняйтесь просить скидку.
1. Купите учебник по финансовому менеджменту для управленцев и прочитайте его. Невозможно заниматься бизнесом и не понимать ключевые концепции финансов.
2. Экономьте не только в бизнесе, но и в повседневной жизни.
3. Если вы знаете за собой «грешки» спонтанных трат – договоритесь с партнерами, что все одноразовые траты свыше $100 и все подписки на сервисы, независимо от цены, обсуждаются сообща.
4. Вам придётся много встречаться с потенциальными партнёрами и клиентами. Если вы планируете платить за их кофе/еду – платите из собственного кармана, а не кармана компании. Это сильно дисциплинирует.
5. Не тратьте деньги «впрок»: если вам нужно 3 лицензии на продукт, не покупайте 10, даже если они дешевле.
6. Если у вас онлайн-продукт, не инвестируйте деньги в мобильную версию в первые полгода–год. Вы не знаете, во что ввязываетесь.
7. В конце каждого рабочего дня вы должны знать, сколько у вас денег на счёте или кубышке компании.
8. Старайтесь оценивать, сколько будет стоить реализация и выход на рынок каждой новой функции. Классифицируйте новую функциональность (на Х% больше пользователей, клиент пользуется сервисом на Y% дольше или покупает больше единиц продукции, ваши издержки уменьшатся на Z% и т.п.). Приоритизируйте функциональность не по тому, насколько ВАМ хочется её иметь, а по тому, насколько она улучшает показатели продукта и предположения финансовой модели. Это создаст вам существенное конкурентное преимущество.
9. Старайтесь ограничивать финансовую стоимость создания/выхода на рынок новых функций. Например, «не дороже $5000 за любую новую функцию». Это сильно упрощает процесс разработки и финансирования продукта.
10. Если вы получили финансирование от себя/сооснователей/друзей/семьи, обязательно оформите деньги как заем компании (не лично себе) и обязательно возьмите эти деньги сразу и целиком. Нет ничего хуже, чем рассчитывать на деньги, а потом услышать, что денег больше нет, и вообще – затея была глупой.
11. Не спешите тратить деньги, которые вам должен заплатить клиент, но ещё не заплатил. Сроки срываются, клиенты стараются торговаться, платежи задерживаются или отправляется по неправильным реквизитам.
12. Старайтесь принимать деньги самостоятельно, а потом платить партнёрам, а не наоборот. Это работает, например, в партнёрских программах.
13. Торгуйтесь с поставщиками услуг, напирая на то, что вы – стартап. Многие компании могут дать вам скидку или бесплатное использование продукта на полгода–год. Не стесняйтесь просить скидку.
Для вас не должно быть секретом, что как только в должности человека появляется слово «директор», он сразу начинает стараться мыслить, как директор, что обычно означает, что он начинает тратить деньги, как директор. На что не надо тратить деньги в самом начале работы:
1. На визитные карточки
2. На кофе-машину (но купите её с первой крупной продажи)
3. На офис (можно работать из дома или coworking офисов)
4. На новые компьютеры
5. На мебель
6. На большой телевизор и игровую приставку для приятного времяпровождения
7. На банковский счёт с кучей дополнительных услуг, но и с высокой платой. Вам только нужен интернет-банкинг и дебетовая карточка, чтобы ею можно было платить в интернете.
8. На контракты длиннее 1 года. Даже если это будет дороже, платите помесячно.
9. На участие в конференциях, пока у вас не будет своего продаваемого продукта.
10. На сторонних консультантов, пока у вас не пойдут продажи.
11. На рекламу: каждый новый пользователь будет обходиться вам в $1–2. Если вы не знаете, как заработать эти деньги с пользователя, – не ввязывайтесь в эту игру.
1. На визитные карточки
2. На кофе-машину (но купите её с первой крупной продажи)
3. На офис (можно работать из дома или coworking офисов)
4. На новые компьютеры
5. На мебель
6. На большой телевизор и игровую приставку для приятного времяпровождения
7. На банковский счёт с кучей дополнительных услуг, но и с высокой платой. Вам только нужен интернет-банкинг и дебетовая карточка, чтобы ею можно было платить в интернете.
8. На контракты длиннее 1 года. Даже если это будет дороже, платите помесячно.
9. На участие в конференциях, пока у вас не будет своего продаваемого продукта.
10. На сторонних консультантов, пока у вас не пойдут продажи.
11. На рекламу: каждый новый пользователь будет обходиться вам в $1–2. Если вы не знаете, как заработать эти деньги с пользователя, – не ввязывайтесь в эту игру.
Автор: Злата Николаева
Источник: Slon.ru
Комментариев нет:
Отправить комментарий