Весь мир отмечает очередную годовщину начала глобального финансового кризиса. 15 сентября 2008 года крупнейший американский инвестиционный банк Lehman Brothers объявил о банкротстве. В конце сентября волна кризиса докатилась и до Украины. Возможно ли повторение? Эксперты рассуждают о ситуации на украинском финансовом рынке сегодня.
Lehman Brothers стал первой и крупнейшей — со времен банкротства в 1990 году банка Drexel Burnham Lambert — жертвой кризиса. На момент коллапса активы Lehman Brothers составляли около 640 млрд долларов.
Заявление о банкротстве, подписанное 15 сентября 2008 года, прервало существование банка со 158-летней историей. Финансовое учреждение, которое пережило две мировые войны, азиатский финансовый кризис 1997-го и крах крупнейшего хедж-фонда Long-Term Capital Management в 1998-м, не смогло преодолеть кредитный кризис 2008-го.
«Кредитные организации по всему миру уже понесли более 500 млрд долларов списаний и потерь из-за того, что ипотечный кризис США распространился на другие рынки», — написало в тот роковой день агентство Reuters.
Не осталась в стороне и Украина. 30 сентября Национальный банк принял решение о выделении беспрецедентного по тем временам рефинансирования в 5 млрд гривен Проминвестбанку для покрытия разрыва в оборотных средствах.
В октябре-ноябре 2008 года началась настоящая паника: частные лица досрочно снимали средства со счетов финансовых учреждений, банки закрывали кредитные лимиты на контрагентов, инвесторы хаотично выводили свободные средства в офшоры. Значительно вырос спрос на иностранную валюту. Паника продолжалась до весны 2009 года, после чего все те, кто успел «откешиться» по максимуму, стали ждать, что же произойдет дальше.
Что изменилось с тех пор?
«Украинскую экономику в ее нынешнем виде я бы не называл перспективной. Застойная, депрессивная и летаргическая — эти слова подходят больше», — описывает ситуацию Владимир Динул, руководитель аналитического департамента инвестиционной компании Eavex Capital.
Чуть более оптимистично смотрит на положение Леонид Белозерский, аналитик компании «Брокерский дом «Открытие». По его мнению, перспективы Украины с фундаментальной точки зрения выглядят намного лучше, чем у стран еврозоны. Несмотря на стремление в ЕС, главным стратегическим партнером Украины остается Российская Федерация. Стоит отметить, что в ближайшие годы, невзирая на постепенное снижение цены на нефть, в РФ прогнозируется стабильный спрос на продукцию отечественных предприятий и, как ни странно, по некоторым позициям, как, например, вагоностроение, наши северные соседи не могут диктовать свои условия в силу отсутствия альтернатив продукции украинского машиностроения.
«В то же время защитная позиция украинских политиков относительно вхождения российского капитала в структуру собственности украинских предприятий провоцирует эскалацию очередного газового конфликта, по результатам которого мы можем получить как уменьшение рисков для инвесторов в случае пересмотра цены в сторону уменьшения, так и снижение курса национальной валюты и ухудшение позиций производителей на внешних рынках в результате роста себестоимости продукции и уменьшения ее рентабельности», — говорит Белозерский.
Спустя три года не только в украинской экономике, но и в банковском секторе осталось немало проблем.
Во-первых, в последнее время кредитные учреждения серьезно пересмотрели свое отношение к андеррайтингу, но в результате обнаружили, что качественных заемщиков не так уже и много. Поэтому одна из главных проблем сегодня — невозможность вернуть кредитование хотя бы до предкризисных уровней.
Во-вторых, острой остается проблема «плохих» долгов. Большинство из них висит на балансах банков, и объемов банковских резервов недостаточно для списания этих кредитов. Реализация залога — это длительная и часто неразрешимая процедура. «Плохие» кредиты вот уже три года отравляют банкам жизнь, и, как с ними справиться, банкирам пока не очень понятно.
В-третьих, большая часть кредитного портфеля банков по-прежнему номинирована в иностранной валюте. «Гривна в ситуации, когда дефицит Украины по торговым операциям за 7 месяцев 2011 года составляет 6,7 миллиарда долларов — это что угодно, но не островок стабильности. Если предположить даже умеренную девальвацию гривны, то банки в дальнейшем будут иметь дело с увеличением неплатежей и ростом «плохих» кредитов», — отмечает Динул из Eavex Capital.
В-четвертых, после девальвации гривны в 2008—2009 годах, стоимость обслуживания кредитов существенно выросла. Это касается и юридических, и физических лиц. Денег у населения не прибавилось, а вот обслуживать кредит, определенно, им стало сложнее.
Пятой проблемой, о которой говорят эксперты, стал кадровый вопрос. «Дело в том, что так называемое кумовство, которое имело место в силу необходимости пристроить своих родственников и друзей, нормально сосуществовало, в то время как профессионалы делали свою работу. Но в условиях кризиса и сокращения числа рабочих увольнения коснулись в основном именно профессионалов, а не людей, взятых по блату», — сетует Белозерский.
Есть ли вероятность повторения кризиса?
«Осенняя нестабильность финансовых рынков оказывает влияние на Украину. Меняется цена основных экспортных товаров, ситуация на долговых рынках влияет на возможность и стоимость заимствований, возникшая на фоне множества публикаций о мировом кризисе нервозность населения создает повышенный спрос на иностранную валюту. Очевидно, что сейчас не самое простое время на финансовых рынках, однако поводов для паники я не вижу», — комментирует зампред правления украинской «дочки» Сбербанка России Дмитрий Золотько.
Очевидно, что кризиса никто не хочет. Руководители международных финансовых институтов, национальных правительств и регуляторов постараются сделать все, чтобы он не повторился.
Но, по мнению аналитиков, у правительств осталось крайне мало реальных механизмов для влияния на ситуацию. «Кроме того, в западной прессе очень популярен тезис о том, что качество сегодняшних руководителей глобальных финансовых систем и правительств во многих случаях оставляет желать лучшего. Поэтому риск повторения кризиса, конечно, существует», — указывает Владимир Динул.
Какие события могут выступить потенциальным триггером нового кризиса? Если говорить про глобальную ситуацию, то в западной прессе любят сравнивать Грецию с Lehman Brothers. Что, однако, не совсем корректно.
Если говорить про Украину, то многое будет зависеть от сигналов, которые страна станет получать с мировых финансовых рынков. И тут мы можем фантазировать сколько угодно.
«Например, таким образом. Как мы помним, кризис в Украине начался с осаждения вкладчиками на тот момент неспособного к расчетам банка Проминвестбанка. Если представить, что один или два крупнейших европейских банка, которые имеют крупные дочерние банки в Украине, начинают испытывать трудности и эта информация попадает в украинскую прессу, то я очень живо вижу повторение ситуации с ПИБом в варианте 2008 года», — рассуждает Динул.
Насколько чувствительны банки к проблемам на международных рынках?
Мировые макроэкономические проблемы не могут не повлиять на экономическую ситуацию в Украине. По мнению аналитиков банка «Форум», ключевыми показателями для украинского экспорта являются цены на сталь, которые при замедлении темпов роста мировой экономики стремительно снижаются.
С другой стороны, большую часть всего импорта Украины составляет газ. Спрогнозировать цены на голубое топливо в 2012 году проблематично из-за нестабильности политических отношений с Россией. Также следует отметить, что при возникновении глобальных мировых проблем иностранные инвесторы выводят свои инвестиции из Украины и переводят их в менее рисковые.
Фондирование, если абстрагироваться от проблем с ликвидностью нескольких последних недель, которые Владимир Динул считает искусственными, не представляется сегодня проблемой для банков. Фондирование может понадобиться, если сценарий «ПИБ-2008» или какой-то аналогичный станет разворачиваться снова.
В целом же, если говорить про украинский финансовый сектор, то его следует разделять на банки и публичные рынки. Банковский сектор зависит от глобальных проблем, но не очень сильно. Рынок публичных финансов зависит от глобальных рынков с коэффициентом корреляции 0,99.
Основным событием текущего месяца должно стать заседание ФРС США 20—21 сентября, на котором ожидается принятие мер по смягчению монетарной политики. Вполне вероятен запуск третьего раунда количественного смягчения, что приведет к повышению ликвидности на мировых рынках и росту фондовых индексов. Решение о дальнейшем направлении монетарной политики США окажет влияние и на курс доллара в среднесрочной перспективе.
Что делать частным инвесторам и вкладчикам?
Вкладчики, частные инвесторы и правительство Украины получили много полезных уроков в 2008 году. Ситуация с валютными кредитами вряд ли вновь повторится в нашей стране, ведь сегодня лицо, не имеющее валютных доходов, просто не сможет получить заем в валюте. «НБУ держит руку на пульсе банковской системы, и в случае необходимости, по нашему мнению, сможет адекватно отреагировать на развитие ситуации. Одним из наиболее консервативных вариантов сохранения сбережений по-прежнему является доллар. Несмотря на дискуссии об утрате этой валютой статуса мировой резервной, на деле она все так же востребована при увеличении риска на рынках», — подчеркивают аналитики банка «Форум».
«Практика показывает, что больше всего теряют те вкладчики, которые начинают в панике разрывать депозиты и менять валюту сбережений. Поводов для паники нет, несмотря на общую нестабильность. Необходимо понимать, что ситуация на мировых рынках ведет к высокой волатильности, изменчивости, но это вовсе не означает, что какая-то валюта в ближайшее время рухнет», — резюмирует Дмитрий Золотько из Сбербанка России.
Что касается фондового рынка, то в сегодняшний период нестабильности перед инвесторами стал вопрос, настало ли время покупать или стоит уйти в защитные активы.
«Для стабильного получения стабильного дохода мы рекомендуем частным инвесторам покупать облигации, которые на данный момент стали доступны для мелких инвесторов с суммой 10 тысяч гривен, при этом данный инструмент выгодно отличается от депозита более высокими ставками и, что самое главное, высокой ликвидностью», — замечает Леонид Белозерский из «Брокерского дома «Открытие».
В то же время для консервативных инвесторов с горизонтом инвестирования в несколько лет подойдут так называемые «дивидендные» бумаги таких предприятий, как Харцызский трубный завод, Северный и Центральный ГОКи, дивидендная доходность которых колеблется от 15% до 30% и в следующем году должна увеличиться в 1,5—2 раза (при учете текущих цен).
«С фундаментальной точки зрения наиболее привлекательными сегодня выглядят отечественные машиностроители «Мотор Сич», «Лугансктепловоз», Стахановский и Крюковский вагоностроительные заводы. — говорит Белозерский. — В преддверии приватизации привлекательны предприятия теплогенерации, при этом инфраструктурные компании всегда будут в цене. Что касается страхования от рисков падения фондовых рынков, то в настоящий момент на Украинской бирже торгуются фьючерсы на индекс и опционы на фьючерс, продажа которых дает инвесторам возможность застраховаться от рисков снижения цен на акции».
Вообще, при покупке акций более актуальный вопрос — не во что инвестировать, а когда входить и выходить из позиции. Уоррен Баффетт как-то написал своим акционерам, что самые лучшие приобретения его управляющие делали в разгар опасений по поводу каких-либо глобальных потрясений.
Может, сейчас как раз тот момент, когда нужно начинать инвестировать? В какую сторону пойдет рынок, должно проясниться уже в ближайшее время.
Автор: Артем Румянцев
Источник: Банки.ua
Комментариев нет:
Отправить комментарий