среда, 16 мая 2012 г.

Где работать в Украине, чтобы ездить на тренинги в Google


Чтобы перенять лучший опыт мирового капитализма, украинские бизнесмены отправляют своих сотрудников на мастер-классы в самые успешные компании США, Западной Европы и Азии, - пишет Елена Трибушная в № 18 журнала Корреспондент от 11 мая 2012 года.
.
Мозг Татьяны Суминой до сих пор обрабатывает услышанное и увиденное в Силиконовой долине
Мозг Татьяны Суминой до сих пор обрабатывает услышанное и увиденное в Силиконовой долине /FASTFORWARD
Вначале марта в калифорнийской Силиконовой долине, в самом сердце современных информационных технологий, высадился украинский десант. Группа топ-менеджеров нескольких отечественных компаний прошлась по офисам дюжины инновационных корпораций - Facebook, Google, Microsoft, Twitter.
Это была не просто экскурсия для праздных и любознательных. Украинцы изнутри посмотрели на работу знаменитых калифорнийских IT-компаний и пообщались с представителями венчурных фондов и профессорами главных американских кузниц кадров в сфере информационных технологий - Берклийского и Стэнфордского университетов.
Данный визит - часть большого образовательного тренда, охватившего весь корпоративный сектор страны. Из-за рубежа отечественные управляющие, менеджеры среднего звена и даже простые рабочие привозят новые идеи и нестандартные подходы, которые затем внедряют в своих компаниях. Александр Юхно, директор по управлению проектами торговой сети Сільпо, входящей в одну из крупнейших украинских торгово-промышленных групп, Fozzy Group, недавно вернулся из подобного образовательного тура по США, где он посетил успешные ретейл-компании.
Из-за рубежа отечественные управляющие, менеджеры среднего звена и даже простые рабочие привозят новые идеи и нестандартные подходы, которые затем внедряют в своих компаниях
“Сравнивая и адаптируя их опыт, мы ищем рациональные зерна, которые стараемся вырастить у нас”, - говорит Юхно. В США в голове у директора вырисовался как минимум десяток идей, которые он не прочь внедрить в своей компании.
Стоимость такой разминки мозгов немалая: участие одного сотрудника в недельной поездке в составе группы топ-менеджеров из нескольких компаний обходится примерно в $ 10 тыс. Но игра стоит свеч - так считают те, кто уже втянулся в этот “промышленный шпионаж”.
“Можно много читать об инновациях в Японии, но совсем другое дело увидеть своими глазами полностью автоматизированную сварочную линию и слаженную работу японцев на сборочных конвейерах Тoyоta и Honda, - говорит Ольга Щербина, преподаватель Киево-Могилянской Бизнес-Школы, - а потом сравнить эти впечатления с АвтоЗАЗом”.
Полевые работы
Татьяна Сумина, директор по стратегическому планированию компании Киевстар, год назад вместе с тремя коллегами посетила Силиконовую долину. Эта поездка совершила в ее голове культурную, техническую и мировоззренческую революции.
“Я не уверена, что мы привезли конкретные идеи, которые надо скопировать в Киевстаре, но мы нашли подходы, которые стоит адаптировать и использовать”, - говорит Сумина.
Многое из увиденного стало для менеджеров Киевстара открытием - к примеру, существование там так называемой культуры ошибок, нехарактерной для их компании. У американских разработчиков инноваций есть право на ошибку, рассказывает Сумина, - возможность тратить время и силы на проработку нескольких неудачных идей ради одного блестящего результата. Впечатлила ее и развитость культуры покупки инноваций, когда ради внедрения новых проектов компании приобретают небольшие стартапы.
Американские “учителя” необычайно открыты,охотно делятся опытом, отвечают на вопросы и почти всегда разрешают фиксировать“секреты” с помощью фотоаппарата.
Не жалеет средств на расширение кругозора и Fozzy Group. Загранпоездки персонала там воспринимают как необходимый для роста бизнеса обмен опытом с западными компаниями. Ликбез для группы из двух десятков управленцев украинского ретейлера в США в этом году провели руководители и совладельцы торговых сетей Wal-Mart, Wegman’s, Costco.
Юхно рассказывает, что американские “учителя” необычайно открыты, охотно делятся опытом, отвечают на вопросы и почти всегда разрешают фиксировать “секреты” с помощью фотоаппарата.“Это делают все компании, - описывает портрет участников менеджмент-туров Юхно. - Только ленивый сейчас не ездит и не смотрит, как работают люди за границей. И они [ленивые], как правило, с рынка уходят”.
Он вспоминает, как на примерах магазинов украинцам демонстрировали конкурентные преимущества разных сетей - либо, наоборот, проблемы, которые переживают отдельные сегменты розницы. А профессора ведущей американской кузницы кадров для торговли, Университета Св. Иосифа, рассказывали, в какую сторону меняется поведение потребителей и куда дует ветер в американской розничной торговле.
В поисках новых строительных решений неленивые украинские девелоперы ездят не только на Запад, но и на Восток. По словам Татьяны Колчановой, исполнительного директора Ukrainian Real Estate Club, ее организация, объединяющая украинских игроков рынка недвижимости, за два года провела шесть бизнес-туров в ОАЭ, Австрию и Россию.
Агрохолдинг Мрія кроме сотрудников высшего звена командирует за границу механиков и комбайнеров, которые участвуют там в мастер-классах,тренингах, изучают, как работают с техникой их иностранные коллеги
В конце апреля из бизнес-тура по крупнейшим ретейл-объектам Португалии вернулась очередная группа “студентов”. Украинцы исследовали особенности проектирования истроительства популярных в Европе, но абсолютно не опробованных в Украине крупных торговых форматов - ретейл-парков и аутлет-центров.
Агрохолдинг Мрія кроме сотрудников высшего звена командирует за границу механиков и комбайнеров, которые участвуют там в мастер-классах, тренингах, изучают, как работают с техникой их иностранные коллеги, и осваивают основы капитализма с человеческим лицом.Дома эти командированные становятся тренерами внутри родных компаний и рассказывают о новых технологиях тем, кто там еще не был.
“У нас достаточно популярно отправлять сотрудников за границу обучаться и перенимать новые технологии: мы считаем, что образование очень важно для профессионального роста человека”, - рассказывает Корреспонденту Андрей Гута, совладелец Мрії.
До и после Америки
Популярными такие поездки стали после того, как собственники украинских компаний поняли, что сравнение бизнес-процессов у себя и за границей может существенно помочь их предприятиям.
“Это востребовано, потому что мальчики всегда хотят меряться чем-то”, - шутит Дмитрий Бондарь, гендиректор FastForward, единственной в Украине и России компании, сумевшей превратить обучение славянских топ-менеджеров на аналогичных предприятиях за рубежом в прибыльный бизнес. За шесть лет паломничество в США и Японию благодаря FastForward совершили сотни украинских управленцев.
“Ездят все, кто понимает ценность обучения: сегодня ты протормозил - а завтра тебя нет”, - говорит Бондарь. Он нескромно отмечает: возил на учебу четверых фигурантов Золотой сотни Корреспондента, а также двух российских миллиардеров и заместителей министров - те ездили в Японию изучать тонкости систем электронного правительства и электронных денег.
Популярными такие поездки стали после того, как собственники украинских компаний поняли, что сравнение бизнес-процессов у себя и за границей может существенно помочь их предприятиям
Для людей из верхних эшелонов бизнеса такой формат обучения оптимальный, полагают бизнес-коучи. Будучи занятыми, они вынуждены постоянно искать возможности для совершенствования работы и применять на практике наработанный другими опыт. При этом большинство из них, как правило, уже прошли все виды обучения, от тренингов до MBA, и перечитали тонны литературы.
“Изучение успешного бизнеса и общение с его топ-менеджментом вживую дает реальный заряд энергии и новые идеи для внедрения в своей компании”, - уверена Щербина.
Анна Логвиненко, начальник департамента развития персонала Киевстара, рассказывает: в Америке ее коллеги присматриваются к местному бизнесу, черпая идеи для внедрения инновационных бизнес-моделей в собственной компании, а в Японии изучают технологии крупнейших операторов связи и провайдеров услуг. Плоды всех прежних поездок пожинают до сих пор, говорит кадровик.
Бондарь отмечает реальный прогресс у своих подопечных: “Я видел Сільпо до и видел после: они очень выросли по качеству, по private label [собственным маркам] у них очень много нового появилось - и мы это видели и обсуждали в Америке”. Он рассказывает, как в Стране восходящего солнца в закрытых шоу-румах украинцам демонстрировали секреты знаменитого японского бережливого производства и тут же “заставляли” закрепить знания: “Тебя ставят за рабочее место, и ты пробуешь повторить процедуры, - говорит Бондарь. - А в конце дня тебе говорят: неправильно, потому что ты нарушил процесс”.
Изучение успешного бизнеса и общение с его топ-менеджментом вживую дает реальный заряд энергии и новые идеи для внедрения в своей компании
Живое подтверждение “инвестиционной привлекательности” такой учебы - харьковчанин Виталий Ставропольский. Замахнувшись на создание в Харькове настоящего бизнес-инкубатора, он отправился изучить дело изнутри туда, где ими кишмя кишит, - за собственные, а не “чужие” деньги стал участником менеджмент-тура в Силиконовую долину. В том, что, только побывав внутри системы, можно понять, как она работает, он убедился несколько лет назад, во время похожего тура в Японию.
Харьковчанин с энтузиазмом рассказывает, как и чем вдохновили его калифорнийские инкубаторы, и мечтает о том, как использует увиденное в Украине, создав аналогичную среду, где люди рождают идеи и получают консультации опытных практиков и деньги. “В очередной раз убедился, что лучше один раз увидеть, - говорит Ставропольский. - Да, эта информация достаточно открытая, но когда попадаешь в эту среду - этого не заменит ничто”.

Комментариев нет:

Отправить комментарий