понедельник, 7 ноября 2011 г.

Почему люди тратят деньги на счастье, которое нельзя купить


Почему покупаешь все больше, больше и больше, а лучше не становится.
Почему покупаешь все больше, а лучше не становится
Почему покупаешь все больше, а лучше не становится /shutterstock
В 1972 году «довольно-таки счастливыми» себя считали 50% американцев. С той поры уровень жизни в Соединенных Штатах существенно вырос, а внутренний ВВП страны поднялся на 96%. А это значит, что жители США в наши дни могут иметь больше, потреблять больше и располагать большими средствами на покупки. Однако сколько американцев на сегодня считают себя «довольно-таки счастливыми»? Ответ: все те же 50%.
Американский профессор по маркетингу доктор Джеймс Робертс в своей книге «Блестящие штучки: почему мы тратим деньги, которых у нас нет, на счастье, которое невозможно купить» (Shiny Objects: Why We Spend Money We Don’t Have in Search of Happiness We Can’t Buy), которая увидит свет 8 ноября, анализирует, почему же так получается: покупаешь все больше, больше и больше, а лучше не становится. А то и наоборот — становится только хуже. Корреспондент журнала Time Джош СЭНБЕРН побеседовал об этом с автором новой книги, посвященной проблемам, столь актуальным для современного общества потребления.
— В своей книге вы рассказываете о том, что в течение ряда последних десятилетий американцы начали потреблять все больше товаров, однако счастливы они в той же мере, что и 40 лет назад. Что с нами не так?
— У нас своего рода потребительская «краткосрочная амнезия». А на сегодня мы не то что не стали счастливее, чем были раньше, а, напротив, даже несчастнее. Из всех рецессий современности мы вынесли одну простую мысль: хоть тратить мы стали больше, но увеличение объемов потребления вовсе не принесло нам желаемого счастья. Так что мы не только не стали счастливее, но, согласно результатам некоторых исследований, сейчас мы более депрессивны, в большей степени склонны к самоубийству и психозам, чаще волнуемся и сильнее подвержены стрессам, нежели 30—40 лет тому назад.
— Получается, стремление потреблять у нас «прописано в ДНК», однако ответственности за свои действия мы нести не хотим?
— Большинство исследований показывает, что около 50% ответственности за свои проблемы несут сами люди. Человек по природе своей запрограммирован на запасание материальных ценностей на случай отсутствия пропитания в будущем. Эта программа была хороша для тех времен, когда ресурсов не хватало, но сегодня, в эпоху изобилия, мы так и не усвоили мысль о том, что ресурсов хватит и на завтра. Мы по-прежнему делаем запасы и все никак не можем заполнить эту пустоту.
— Вы пишете, что, похоже, все мы поняли: деньги счастья не приносят. Однако получается, что это знание никак не влияет на наше поведение.
— Как бы мы не эволюционировали и не росли над своими первобытными инстинктами, но когда речь заходит о страхе нехватки ресурсов, мы по-прежнему остаемся на уровне пещерного человека. Люди любят винить маркетинг — дескать, все это не больше, чем воздействие рекламы. Возможно, реклама и правда усилила тягу к потреблению, но вспомните древние времена, когда ни телевидения, ни радио не было. Тогда тоже были времена «золотой лихорадки», а египетских фараонов хоронили в усыпальницах, полных золота, поскольку те верили, что богатство способно облегчить им посмертное существование.
— У нас всегда была «американская мечта» — красивый дом за белым заборчиком. Как эта мечта изменилась за последнее время?
— Все началось с того, что пуританская этика предписывала американцам экономить и откладывать деньги, зарабатывая их тяжелым, упорным и кропотливым трудом. Тогда целью жизненных устремлений был определенный уровень удобства. Однако в нынешние времена мы извратили «американскую мечту»: красивый дом с белым забором и припаркованной во дворе машиной превратился в гараж на три авто с расширенными воротами для «Хаммера» и в дом площадью в 3 тыс. квадратных футов, набитый до отказа бриллиантами и прочей роскошью. Получилась «американская мечта на стероидах». Сегодня мы хотим легких денег и чтобы при этом не работать.
— Вам не кажется забавным, что вы, будучи профессором по маркетингу, написали книгу об опасностях, которые таит в себе общество потребления?
— Я исследую темные стороны маркетинга и рассказываю потребителям о том, как реклама и маркетинг влияют на человека и на общество. Действительно, я несколько аномальная личность на факультете маркетинга.
— Как вы думаете, вырвемся ли мы из этого порочного круга потребления «все больше, и больше, и больше»?
— Если мы не примем для себя истину о том, что деньги и материальные ценности счастья не приносят, то будем обречены всю жизнь бегать по этому «золотому кругу». Корень настоящих изменений — в перемене отношения к деньгам. Как только мы начнем меняться в эту сторону (если начнем), то начнет меняться и наше поведение. И тогда мы скажем: нам не нужны эти наручные часы, этот шикарный автомобиль, этот огромный дом. Не поймите меня неправильно: я вовсе не считаю, что деньги — зло. Деньги играют огромную роль в нашей жизни. Но главная моя мысль — о том, что денежные интересы должны быть сбалансированы с прочими важными жизненными ценностями. Деньги — плохой хозяин, но хороший слуга. Если вы позволите деньгам взять верх над вашей жизнью, вы будете несчастливы, но если вы употребите их на поддержание достойного уровня жизни и на помощь другим, то будете счастливы как в скромном достатке, так и в богатстве и изобилии.
— Так что же, вы не питаете надежд на то, что люди избавятся от своих потребительских привычек, и уверены, что ваша книга ни на кого не повлияет?
— Люди слишком заняты сейчас и не очень склонны рефлексировать по поводу своего поведения. Меня однажды спросили: не смущает ли меня то, что я предлагаю купить свою книгу за 20—25 долларов, чтобы убедить своих читателей не тратить деньги. Отличный вопрос. Так вот, я уверен, что моя книга — хорошая инвестиция, способная изменить жизнь читателей. Ряд исследований показал, что мужчины чрезмерно материалистичного склада характера меньше времени уделяют семье и чаще разводятся с женами. Так что моя книга — не просто легкое чтение, а рассуждения о качестве жизни. И не думаю, что люди сегодня отдают себе отчет в том, насколько все-таки отношение к деньгам и собственности на это качество влияет.
Перевела Наталья Черкашина

Комментариев нет:

Отправить комментарий